Итак: Что такое штопор? Што́пор - особый, критический режим полёта самолёта (планёра), заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. При этом самолёт переходит на режим авторотации.
Штопор подразделяется по виду:
- нормальный (прямой) — самолёт движется на положительных углах атаки.
- перевёрнутый (обратный) — самолёт движется на отрицательных углах атаки, то есть «пилот висит на ремнях».
- крутой (50-90°)
- пологий (30-50°)
- плоский (<30°)
- левый штопор — вращение против часовой стрелки,
- правый штопор — вращение по часовой стрелке.
- установившийся (устойчивый) — параметры практически неизменны,
- неустановившийся (неустойчивый) — параметры изменяются.
Классикой в авиасимах является момент перетягивания на себя джойстика на малой скорости. Вот самолет и валится.
Штопороопасными самолетами обычно являются:
Р-39, И-16, Fw-190, М.С.-202. И-153 (иногда). И практически вся линейка американских самолетов. Склонен к штопору на низких скоростях и резких маневрах любой самолет.
Выход из штопора:
- Обычной ошибкой начинающего пилота является попытка вывести самолет из штопора с помощью манипуляций РУСом. Это не выход.
- Убираем газ.
- Отклоняем Руль направления (тот что на хвосте) в обратную вращению сторону. То есть если крутимся влево, руль выворачиваем вправо.
- Как только вращение прекратилось, без резких рывков добавляем газ и тянем РУС на себя. В некоторых случаях бывает недостаточно вышеобозначенных действий. Самолет не хочет терять скорость вращения. Сохраняет ее, или увеличивает. Наша задача его затормозить. Так как у нас нет тормоза и ручника, начинаем выпускать закрылки в максимальное положение (посадка) и выпускаем шасси. Элероны поворачиваем в сторону движения (если крутимся вправо, РУС наклоняем вправо), а Руль направления в обратную вращению сторону.
Вот наглядное пособие по выходу из штопора. Работает не только на Р-39, но и на всех самолетах, если вы имеете достаточную высоту.
- Скрытый текст
- phpBB [media]